Дворцофф - архитектурный декор
Горячая линия: +7 (905) 372-91-96
Продукция
Украинское барокко

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической

ренессансной культуры.

В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран. Причём, в одних подражали итальянским первоисточникам, в

других восприняли лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям особенности

стиля. Так во Франции в XVII в. барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах зданий, при том, что основным

стилевым направлением Франции XVII в. был классицизм.

Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета

абсолютизма, борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.

В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают иной характер и иное композиционное видение. На смену

рациональной тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется живописностью, пластика, ставшая основным

средством художественной выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах господствуют сложные криволинейные

очертания, статичность ренессансных композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и пилястры, фасады и интерьеры

зданий насыщаются скульптурами, в интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны, иллюзорно изображающие

небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися сводами и др.

Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по художественной выразительности принципах создания архитектурных

ансамблей и удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу. Главное в нём — поразить воображение

человека необычным, повлиять на его чувства.

На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в частности использованием традиций народного искусства. Его

самобытный стиль наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины, воссоединённых с Россией в результате

освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

На западных землях Украины, оставшихся под властью польских магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и

требования, иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные приёмы строительства и строительные

материалы, усиливалась политика католической экспансии. Именно этой политикой объясняется строительство большого количества

католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и Правобережье.

Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному стилю барокко, был иезуитский костёл Петра и Павла во Львове,

построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане это базилика с типичным для средневековой архитектуры высоко

поднятым центральным нефом и аркбутанами над боковыми нефами, т.е. чертами, восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти

полностью копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г. одним из основателей стиля барокко Джакомо делла

Порта. Иль Джезу становится примером для многочисленных католических церквей во многих странах. Во Львове по его образцу с теми или

иными отличиями строятся костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени) , Вознесенский костёл в Рудках (1728 г.) . Характерными для

стиля барокко были также многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и другим типам зданий —

дворцовым, замковым и прочим (здание королевского арсенала во Львове, 1635 г.) .

После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с Россией начался новый этап в истории украинской архитектуры.

На воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и

Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и городами переселяется украинское население,

основываются новые города и сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры — Львов, Луцк, Острог постепенно

утрачивают своё значение, уступая место Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве и новопостроенным Харькову, Сумам. Повсеместно начинается

строительство церквей, православных монастырей, домов казацкой старшины — теперь они становится основными заказчиками. Если раньше

каменные здания были единичными, то теперь их строительство приобретает массовый характер.

В XVII в. в России управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого

входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция

Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём строительства был очень велик, на Украину приезжают русские

мастера, причём даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера приносят с собой новые приёмы строительной техники

и формы, характерные для русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли украинские мастера, многие из которых

позже работали в России. Работали на Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.

Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой

индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью

конструктивных и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским барокко. Существенным обстоятельством было то,

что католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что

многие дворцы польских магнатов, а также католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся здания не должны

были ни в какой мере на них походить. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами

стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где

чаще всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно прижатыми друг к другу домами. В приднепровских городах

сохранялся принцип древнерусской планировки — радиально-порядковой, носившей живописный характер.

Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является

дом Якова Лизогуба в Чернигове — большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной крышей и треугольными фронтонами на торцевых

фасадах, которые расчленены пилястрами, ограждающими структуру плана. Фронтоны украшают плоские фигурные ниши, полуколонки и

треугольные сандрики над окнами. Пластика фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII в., но значительно

крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру светотени.

К общественным зданиям того времени относится Черниговский коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом

коллегиума стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его ансамбль. В западной части здания — высокая башня,

необычная по форме — на верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания богато декорирован наличниками со

сложными фигурными украшениями.

К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII – начала XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в

православных монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по словам исследователя украинской архитектуры

этого времени М. П. Цапенко, "подлинный шедевр национального архитектурного стиля" . Трапезная построена в 1677-1679 гг. ещё до начала

строительства монастырского собора. К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные помещения, а с восточной —

Введенская церковь с высоким верхом над центральной частью.

Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в культовом зодчестве. Цапенко писал: "Дух времени требовал

монументальных образов. Главной задачей, особенно в XVII – начале XVIII вв., становится создание выразительного, впечатляющего образа,

символа, памятника содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения национальной культуры." В украинских церквях

этого периода отмечается несколько типов, из которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям древнерусской

архитектуры, а остальные — к типам украинских деревянных церквей.

Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским святыням — киевскому Софийскому собору, собору Елецкого

монастыря в Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле считавшемуся самым популярным зданием на Руси.

Все эти сооружения в основе имели крестовокупольный тип и все они после восстановления "одеты" в барочную "одежду" ; надстроены верха,

появились пристройки, фасады украшены декором.

Старейшее здание этого типа — собор Троицкого монастыря в Чернигове. В композиции собора сочетаются традиционные черты

древнерусской (трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный характер интерьера, башни перед западным

фасадом, барочный фронтон, элементы декора) .

Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты

проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому времени распространённых. К постройкам этого типа относится

один из лучших памятников украинского зодчества — трёхчастнный в плане, увенчанный тремя высокими живописными главами Покровский

собор в Харькове (1689г.) . Это древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки Харьковской крепости. Собор

поставлен по русскому обычаю на подклеть, окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх, трижды сужаясь.

Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами, обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились традиции

украинской трёхверховой, многозаломной церкви.

Более распространённым типом храма был храм пятикамерный, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам.

Здания с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или

девятью верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило одинаковое построение фасадов.

Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г. И.

Устиновым. Собор венчают пять широких восьмигранных барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской

архитектуры завершениями. Композиция здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы,

роднящие её с московской архитектурой XVII в.

Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732

г.) с прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.

Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на Украине, не переносили на украинские церковные здания

типологические и композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли свойственные ей элементы пластики и декора.

Композиционные черты украинской архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может служить Надвратная церковь

Новодевичьего монастыря в Москве.

В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях подъёма национального самосознания украинского народа ярко

проявились черты украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных особенностях, декоре. Но главная особенность стиля —

это новаторские и вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством пропорций, раскрытием внутреннего

пространства, органически сочетаемого с внешними формами.

В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с

чертами, характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К началу XVIII в. резко усилилась католическая

экспансия. Украинское духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих руках общественную жизнь. В ту пору во

Львове было около 25 тысяч жителей и 40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в постройках Львовского

братства выражались национальные украинские черты. Во Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие того

времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений, выдающихся в художественном отношении.

В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например, Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной

базиликальной структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии во Львове.

Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де

Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с капеллами по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком

барабане, играющий большую роль в силуэте города. У здания пластичный западный фасад с портиком и лучкообразным фронтоном, что близко к

творческой манере великого зодчего эпохи барокко Франческо Борромини. Интерьер Доминиканского костела необыкновенно торжественный, с

многочисленными скульптурами.

Позднее барокко в западных областях Украины больше всего связано с творчеством Бернарда Меретина, который за сравнительно короткое

время построил храмы во Львове, Лопатине, Годовице, Буске, ратушу в Бучаче. В творчестве Меретина большую роль играла скульптура, и он в

большинстве случаев работал со скульптором И. Пинзелем. Меретин — мастер того направления позднего барокко, в фасадах которого

чувствуется приближение классицизма. Во Львове Меретин строит одно из лучших зданий барочной архитектуры — собор святого Юра на холме,

доминирующем над юго-западной частью Львова. Собор строился в 1746-1764 гг. В плане четырёхстолпного в своей основе храма преобладают

плавные криволинейные очертания. Уступчатая композиция здания, венчающего холм, близка к традициям украинского зодчества.

К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевского монастыря на Тернопольщине, возведённый в

1771-1783гг. по проекту архитектора Готфрида Гофмана. Строительством руководил львовский мастер П. Полейовский. Собор поставлен на

двухэтажной террасе и прекрасно вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. Стройные, нарядные башни и фигурный

фронтон, восьмигранный купол со световым фонарём, декор и белоснежный цвет стен создают жизнерадостный образ, далёкий от монастырского

аскетизма.

Интереснейший памятник барочной украинской архитектуры Украины сохранился в Черновцах. Это Рождественская церковь монастыря в

предместье Гореча, построенная в 1767 г. на средства, отпущенные Екатериной II. По плану и композиции она типична для украинских

трёхчастных трёхверхих церквей. Некоторые отличия в большой вытянутости плана, наличии нижнего цокольного этажа и верхней обходной по

стенам галереи, бойниц явно оборонительного характера. Фасады здания расчленены пилястрами с капителями коринфского ордера, а купола

завершаются грушеобразными стройными "банями" , типичными для украинской архитектуры.

Несколько иные черты имела барочная архитектура в Приднепровье и восточных областях Украины в XVIII в. Новые веяния пришли на

Украину после того, как с украинскими мастерами начали сотрудничать петербургские зодчие. Но ещё раньше в украинском барокко постепенно

отходят в прошлое приёмы кирпичной пластики, фасады зданий штукатурят и украшают лепкой. Один из ранних таких примеров —

великолепный декор трапезной и собора Выдубецкого монастыря в Киеве, первого яруса Софийской колокольни и ряда других зданий.

В 1722-1730 гг. строится здание митрополичьего дома и трапезной Софийского монастыря в Киеве. Ситуация меняется с приездом в Киев

в 1731г. крупного петербургского зодчего Иоганна-Готфрида (Ивана Ивановича) Шеделя, автора дворцов Меньшикова на Васильевском острове и

других зданий, характерных для стиля петровского барокко. Шедель был воспитанником немецкой архитектурной школы, что проявилось в

некоторой сухости орнамента. В Киев Шедель приезжает по приглашению Киево-Печёрской лавры для строительства большой колокольни.

Колокольня была самой высокой постройкой в России, её высота составляла 96,5 м. Она была построена, впервые в украинской

архитектуре, по принципу ордерной архитектуры. Нижний ярус трактован как пьедестал, второй ярус выдержан в формах римско-дорического

ордера, третий — конического и четвёртый — коринфского, то есть тут использована классическая схема ордерной архитектоники, известная ещё

по зданию римского Колизея. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных карнизах и очертаниях завершения главы. В

строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Цельные

керамические коринфские капители имеют 154 см в высоту и 140 — в ширину. Как писал о ней сам Шедель: "Сия звонница в Киево-Печёрской

лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется... и на вечность оная звонница стоять будет" .

Кроме строений в Лавре, Шедель выполняет заказы киевского митрополита Рафаила Заборовского и, судя по характеру форм, ему

принадлежит проект знаменитой Брамы Заборовского, являющейся одним из лучших и характернейших памятников украинского барокко XVIII в.

Брама — западные ворота Софийского монастыря, построена в 1745-1746 гг. Над проездной аркой, оформленной колоннами коринфского ордера,

высится высокий, криволинейного очертания барочный фронтон, покрытый нежным орнаментом, выполненным украинскими мастерами.

Из построек Киева периода работы в нём Шеделя надо отметить Софийскую колокольню, ставшую, как и Лаврская, одной из главных

доминант города. Над первым этажом, возведённым ещё в начале XVIII в. в 1744-1748 гг. были достроены второй и третий ярусы, увенчанные

высокой барочной главой (четвёртый ярус достроят в XIX в.) . Четырёхугольные, уменьшающиеся кверху ярусы колокольни мастерски покрыты

лепной орнаментикой (мастера И. Стобенский и С. Стобенский) .

В 1847 г. начинается строительство в Киеве Андреевской церкви — архитектурного шедевра мирового значения. Выбор места для

строительства не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, ещё в начале XIII в. была построена церковь, завершавшая перспективу

главной улицы Киева. Центрическая, объёмная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект церкви выполнен великим

Растрелли. Андреевская церковь — одно из ранних произведений архитектора, в котором он впервые обратился к национальным

композиционным особенностям русского зодчества. Стройный силуэт со стремительно взлетающим вверх высоким куполом, завершающимся

барочной главкой и четырьмя тонкими башенками, поставленными по диагонали подкупольного квадрата и создающими традиционное

пятиглавие, со всех сторон читается на фоне неба. Церковь сказочно красива в панораме прекрасных киевских приднепровских холмов.

Нарядность её подчёркнута обилием пластики, светлой гаммой бирюзовых стен, белых колонн, золотых капителей и деталей декора.

Одновременно с Андреевской церковью в Киеве строится здание Императорского (Мариинского) дворца, также по проекту Растрелли,

вернее, по образу построенного Растрелли дворца Разумовского под Москвой. Киевский дворец в первоначальном виде до наших дней не

сохранился (сгорел в 1819 г. и наново построен архитектором К. Я. Маевским в 1870 г. в стиле растреллиевской архитектуры) . Также как и

Андреевская церковь он был украшен барочной пластикой. Андреевскую церковь и дворец строил архитектор И. Ф. Мичурин, работавший

главным архитектором Москвы. Мичурин приезжает в Киев со своей "командой" —группой архитекторов и учеников, помогавшим ему в

строительстве и самостоятельно строивших некоторые объекты в Киеве. Так, его ученики Ф. Панов и М. Юрасов строят большое здание

Софийской бурсы, в архитектурной пластике и высокой с заломом крышей видны черты украинского барокко.

Настоящим шедевром барочной архитектуры Украины является колокольня Дальних пещер Киево-Печёрской лавры, построенная С. Д.

Ковниром в 1754-1761 гг. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов.

Фасады нижнего яруса подчёркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Лепкой украшена лишь плоскость над проездом.

Верхний ярус насыщен пластикой, спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментной лепкой, покрывающей

все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной "баней" и четырьмя конусовидными башенками. Лепку Ковнир

выполнял вместе с лаврскими мастерами И. Горохом, И. Шароваром и другими. Вся архитектура колокольни отличается высоким

профессионализмом. В 1763-1768 гг. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, близкую по характеру архитектуры к колокольне Дальних пещер,

но без боковых башенок на углах.

Велико значение для украинской архитектуры XVIII в. творчества другого выдающегося русского архитектора — А. В. Квасова. Он был из

тех русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской

пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры. А. В. Квасов приезжает на Украину строить по заказу Разумовских собор Богородицы

в Козельце (1752-1763 гг.) . По типу это поставленный на подклеть девятикамерный храм, завершающийся пятью верхами. Боковые главы

поставлены на угловые ячейки по диагонали (как в Андреевской церкви в Киеве) . В козелецком соборе угловые ячейки достигают высоты

завершающего карниза, что придаёт композиции главного объема здания цельный характер. Завершение глав, в отличие от Андреевской церкви,

типично для украинской архитектуры, как и форма крылец. Примечателен тот факт, что русский архитектор сознательно обращается к традициям

украинского зодчества, возможно не без влияния заказчиков — Разумовских.

Высокая четырёхъярусная колокольня построена в формах барокко — с пучками колонн и раскрепованными карнизами. Под влиянием

козелецкой подобные колокольни строятся в это время в Троицком монастыре в Чернигове (1771-1775 гг.) и в Вознесенском в Переяславе (1770-

1776 гг.) .

Следует особо сказать о пространственной организации барочных ансамблей, ярче всего проявившейся в монастырских комплексах. Такие

ансамбли, как Киево-Печёрская лавра, Троицкий монастырь в Чернигове, Выдубецкий монастырь в Киеве поражают своей необыкновенной

стилевой целостностью и органическим единством с окружающей природой. В основе художественной выразительность ансамбля лежит

живописный принцип композиции, характерный ещё для градостроительства древней Руси. Живописность подчёркивается мягкой пластикой

форм и сочной лепкой фасадного декора, нарядным силуэтом верхов и асимметричной постановкой зданий.

Барокко — это стиль архитектурных ансамблей. Большинство ансамблей киевских монастырей складывались в разное время, часто — ещё

в древнерусский период. Окончательное их формирование происходит в эпоху барокко, когда создаются новые постройки, объединяющие

ансамбль, строятся колокольни, становящиеся доминантами ансамблей, монастыри окружаются стенами и башнями, которые уже не имеют

военно-оборонительного значения, но являются органическими компонентами ансамблей, и, наконец, всем зданиям ансамблей придаётся единое

стилевое лицо: постройки штукатурят, белят, древние здания, после реставрации, "одевают в барочную одежду" . Так создаются цельные в своём

художественном выражении ансамбли Киева, Чернигова, Переяслава, Межигорский, Мгарский и другие монастыри Приднепровья и

Левобережья.

Широко используя достижения западной и русской архитектуры, украинская архитектура не утратила своей самобытности и традиций. При

рассмотрении архитектуры Украины периода XVII-XVIII8 вв., можно видеть, что многие постройки иноземных мастеров имеют наряду с

традиционными приёмами и приёмы характерные для национального украинского зодчества. В тесной связи и при содействии русских и

западных мастеров на Украине появился новый стиль — украинское барокко, как и петровское барокко отличное от западного, и имеющее свои

традиции и особенности, придающие сооружениям национальный колорит и непревзойдённейшую красоту.

Литература

Ю. С. Асеев. Стили в архитектуре Украины. — Киев., Будивэльнык, 1989. С. 32-49.

Н. Ф. Гуляницкий. История архитектуры. — М., Стройиздат, 1984.

Советский энциклопедический словарь.

Памятники градостроительства и архитектуры УкрССР. Том 4. — Киев., Будивэльнык, 1986. С. 261-337.

Архитектура Украинской ССР. Том 1. — М., 1954



 
Горячая линия: 
Наверх